В вопросе платы денег (без предварительной установки цены), продуктов и иных средств от пациента в знак благодарности хаджаму и траты этих средств на свои личные нужды хаджамом, есть разногласия среди ученых.
1. Первая часть ученых запрещает платить хаджаму и тратить хаджаму эти средства на себя. Дозволяется лишь чтобы эти средства расходовались на рабов и на скотину, как на это указывают следующие хадисы:
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах сказал:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил оплату хаджаму».
См. «Ахмад» 7635, «ибн Маджах» 2165.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам».
См. «Сахих ат-Тирмизи» 1277.
2. Вторая часть ученых говорит, что дозволено давать плату хаджаму, а также хаджаму разрешается тратить эти средства на себя, но лишь в крайних случаях, когда нет иного вида заработка т.к. данные средства являются не желательными для мусульманина, как на это указывают следующие хадисы:
Передают со слов ‘Икримы о том, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание и заплатил цирюльнику, а если бы считал это мерзким, то он не дал бы ему (ничего)».
См. «Ахмад 1/316, «Абу Дауд 3423, Ибн Маджах 2162.
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил кровопускание, (после чего) он повелел мне и я отдал цирюльнику его плату».
См. «Ахмад» 1/90, «Ибн Маджах» 2163
А Аллах знает лучше!